Международный день аспиранта

21 января в России, Украине, Беларуси отмечают День аспиранта. Этот праздник пока носит неофициальный характер, но с каждым годом набирает все большую популярность

Международный день аспиранта

Название изображения

21 января в России, Украине, Беларуси отмечают День
аспиранта
. Этот праздник пока носит неофициальный
характер, но с каждым годом набирает все большую
популярность.

Цель праздника – вдохновить и поощрить всех, кто причастен к миру
науки.

День аспиранта – праздник, популярный исключительно в
профессиональной научной среде. В этот день принято проводить
семинары, конференции, круглые столы, где обсуждаются актуальные
проблемы и перспективы развития научных отраслей. Средства
массовой информации также обращают свое внимание на торжественную
дату. В газетах и журналах публикуются статьи о жизни и
деятельности великих ученых. В телевизионных эфирах транслируют
тематические передачи и лекции.

История этого дня ведет начало с первых лет становления СССР. В
1925 году Совнарком утвердил «Положение о научных сотрудниках
вузов». Фактически, с этого момента в России официально вводится
аспирантура. Дата подписания положения – 21 января.

Неофициально поздравлять молодых ученых начали с 2008 года –
тогда для празднования предлагалась дата 8 февраля – День
российской науки. Однако она не была утверждена, поскольку
инициаторы справедливо заметили, что аспиранты должны иметь свою
собственную торжественную дату.

Как мы знаем, конечная цель обучения в аспирантуре – получение
почетного звания кандидата наук.

Какова история понятия «кандидат наук»?

«Кандидат наук» – советское понятие, введено постановлением
Совета народных комиссаров СССР от 13 января 1934 года (N 79) «Об
ученых степенях и званиях». Совнарком установил два типа
советских ученых степеней: кандидат наук и доктор наук.

Единая шкала званий и рангов, похоже, была вообще важной идеей
для Советского Союза середины 1930-х годов. Кроме системы научных
степеней и званий, в те же годы появились, например, единая
спортивная классификация (1935—1937), персональные воинские
звания в Красной армии (1935), специальные звания в НКВД (1936).

Документы о том, как придумывали название «кандидат наук», по
официальным сведениям, не публиковались, но логику инициаторов
можно восстановить – если степень доктора и звание профессора
означают полную состоявшуюся карьеру, то предыдущую ступень можно
считать предварительной, а находящихся на ней – кандидатами. Так,
в послевоенный период, когда советские научные степени были
скопированы в других странах-союзниках, на Кубе «кандидат наук»
был переведен на испанский как «кандидат в доктора наук»
(Candidato a Doctor en Ciencias). 

Международный день аспиранта

Название изображения

Двухэтажная система научных степеней происходит из Германии, где
последовательность из двух званий – «доктор» и «doctor
habilitatus» – существует с XIX века. После второй диссертации
(Habilitation) ученый в Германии занимал должность приват-доцента
и получал право участвовать в конкурсе на место профессора.
Похожий порядок (профессор и предварительная ступень
приват-доцента) был принят в университетах дореволюционной
России. Отсюда происходят, хотя бы по названию, позиции доцента и
профессора в советских вузах.

Ученые степени 1934 года были «привязаны» к этим двум позициям:
степень кандидата наук становилась обязательной для звания
доцента, а степень доктора наук – для звания профессора (в наши
дни все еще сложнее, потому что существуют должности доцента и
профессора, и отдельно от них звания доцента и профессора).

Новым в советских степенях по сравнению с немецкими стало то, что
«их» степени давались конкретными университетами (доктор
Оксфордского университета, доктор Берлинского университета), а
«наши» считались общегосударственными – не принято говорить,
например, «кандидат наук МГУ» или «доктор наук ФИАН» – вместо них
называется отраслевая принадлежность: «кандидат филологических
наук», «кандидат исторических наук».

При этом немецкая система, как ни странно, более оптимизирована.
В Германии кандидат на место профессора должен был получить его в
другом университете – не в alma mater, где ему присудили
степень. В советском (и постсоветском) случае, наоборот, типична
ситуация, когда кандидат или доктор наук работает в том же
университете или институте, в котором защитил диссертацию.

Вне всякого сомнения, наука – подлинный источник сведений и
прогресса. Все полученные знания активно используются для
различных технологий, изобретений для того, чтобы
совершенствовать человеческую жизнь. Поэтому молодые ученые
остаются главной надеждой российской науки.

Фото в
материале – https://moscow.sm-news.ru/, https://www.syktsu.ru/news/

 

Источник: scientificrussia.ru