Отставка российского правительства после Послания президента РФ является сильным и неожиданным шагом – считает директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков.
Российское правительство ушло в отставку
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил президенту РФ Владимиру Путину, что его правительство уходит в отставку на основании статьи 117 Конституции РФ, причем до формирования нового кабинета оно продолжит исполнять свои обязанности.
В своем обращении к президенту Медведев отметил, что в условиях предполагаемых изменений в Конституцию, которые повлияют на баланс властей в России, его правительству следует прекратить свои полномочия.
Сам Медведев займет пост заместителя председателя Совета безопасности РФ, который возглавляет президент. До назначения бывшего премьера на этот пост такой должности в России не существовало, поэтому Медведев остается в высших эшелонах власти, а сама его отставка является не предметом утраты доверия со стороны Путина, а следствием изменения системы управления по причине новых государственных задач. Медведев выполнил все возложенные на него задачи, включая и проведение сложнейшей пенсионной реформы.
Напомним, что в рамках своего Послания к Федеральному собранию РФ Путин предложил усилить роль российского парламента, дав ему право утверждать председателя правительства РФ, а также представлять членов правительства, чего раньше в России не было.
«Когда в 2012 году произошла знаменитая рокировка, то была договоренность, что Медведев на ближайшие восемь лет будет главой правительства, и вот этот срок завершился. Кроме того, в какой-то мере будет меняться экономическая политика, поскольку в России сейчас недостаточные темпы экономического роста, и они продолжают серьезно уступать мировым», — констатирует Марков.
Ничего сверхъестественного в этой истории нет
Директор Института современного развития Дмитрий Солонников в комментарии ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в этом событии есть несколько нюансов, которые затрагивают несколько стратегических моментов развития нашей страны.
«Во-первых, президент в своем Послании заметил, что экономика страны уже в 2021 году должна показать темпы экономического роста выше среднемировых, причем требуемая цифра в 3,5 процента была обозначена еще два года назад. До сих пор этого не получалось и, учитывая показатели 2019 года, при сохранении старых подходов к экономике здесь вряд ли можно что-изменить. Так что, нужно что-то делать, из чего и вытекает сегодняшнее решение об отставке российского правительства», — резюмирует Солонников.
Как полагает эксперт, достижение нужных темпов роста экономики станет главным вызовом для нового кабинета министров.
«Во-вторых, в этом решении имеется связь и с другими частями Послания президента. До сегодняшнего дня правительство занималось спокойным управлением экономикой в благоприятном режиме. Это высокая стоимость нефти, возможность держать низкую инфляцию – миллиард туда, миллиард сюда, что и приводило к комфортному технологическому управлению», — заключает Солонников.
В настоящее время, как указал наш президент, Россия вступает в эпоху значительных конституционных изменений и появления новых центров силы вместе с рычагами управления. Также мы начинаем постепенный отход от концепции сверхпрезидентской республики.
Перед нами сознательное и взвешенное решение президента, направленное в сторону парламентаризма.
«Поэтому анонсированная реформа предполагает совсем другую систему управления, нежели простые монетаристские опыты, которые являлись основой работы кабинета Медведева. Для новых задач должна быть создана новая команда, на которую президент сможет опереться. Она будет включать кадры, необходимые для новой системы государственного строительства в России», — констатирует Солонников.
Дмитрий Владимирович считает, что Путин в ближайшие месяцы будет собирать новую правительственную команду, специально под измененные государственные задачи. Кроме кабинета министров изменения произойдут в администрации президента и ряда других институтов.
«Для того, чтобы развязать президенту руки, и чтобы он мог собирать вокруг себя людей для решения новых государственных задач, которые обозначены в его Послании, правительство и уходит отставку. Ничего сверхъестественного в этом нет», — резюмирует Солонников.
Россия сделала шаг к развитию парламентаризма
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что перед нами начало перехода от президентской республики к президентско-парламентской.
«Если России нужно было новое правительство, то его можно было назначить и без конституционной реформы, поскольку это очень сложный процесс. В любой стране мира изменение конституции дело непростое, и это правильно, поскольку конституция должна быть вещью стабильной, а так президент предложил не парламентское, а партийное правительство», — заключает Журавлев.
Журавлев замечает, что при нашей организации Государственной Думы ответственность за кабинет министров возьмет партия, которая там обладает большинством, а это уже немного другое правительство – не администраторов, как сегодня, а политиков.
«Поэтому главный вопрос, а зачем нужно было уходить в отставку сейчас, когда предложенные конституционные изменения в России еще не приняты. Возможно это сделано для того, чтобы сразу сформировать кабинет согласно думским позициям», — констатирует Журавлев.
Журавлев считает, что конституционный процесс будет длиться от полугода до года. Разговор сразу зашел о референдуме, хотя главу о правительстве в Конституции можно изменить путем согласия Федерального собрания РФ, а также региональных парламентов. Председатель ЦИК Элла Панфилова считает, что конституционные изменения будут завершены в России к осени 2020 года.
«Будет очень интересно, кто станет кандидатом в новые премьеры, ведь до этого явно будут консультации с думскими фракциями, поэтому к выборам 2021 года мы подойдет в совершенно новой политической конфигурации», — резюмирует Журавлев.
Источник: rueconomics.ru