На фото: министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова и вице-премьер РФ Татьяна Голикова (слева направо) (Фото:
Дмитрий Астахов/ТАСС)
Глава Минздрава России Вероника Скворцова поспорила с вице-премьером Татьяной Голиковой об оптимизации здравоохранения.
Скворцова отметила, что признает несовершенства, но настаивает на сохранении уровня доступности медицины. «Может быть, излишне эмоционально говорить о том, что там что-то ужасно проводилось. Нельзя согласиться с тем, что снизились доступность и качество. Иначе бы мы не обеспечили за последний период времени рост продолжительности жизни на 5,6 года», — подчеркнула она.
Она также согласилась со словами Голиковой о том, что регионы провели программу по-разному. По ее словам, изначально Минздрав поставил ряд определенных условий, в том числе недопустимость закрытия детских отделений, отделений скорой помощи, а также единственных медицинских организаций на территории.
При этом Скворцова признала, что во время проведения регионами соответствующих мероприятий в некоторых из них наблюдались определенные несовершенства в работе, в связи с чем проводилась серьезная разъяснительная работа.
Она также рассказала, что представители Минздрава, а также она лично посещала регионы.
Накануне Татьяна Голикова подвергла оптимизацию резкой критике, заявив, что она была проведена ужасно: «И качество, и доступность услуг в здравоохранении резко ухудшились».
При этом она отказалась назвать виновного в этом. «Я думаю, что здесь виноваты все: и центр, и регионы», — подчеркнула вице-премьер, призвав думать о том, как исправить ситуацию.
Ранее в тот же день на совете при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам Голикова заявила о выполнении ключевых параметров нацпроектов «Наука», «Образование», «Здравоохранение» и «Демография».
«Все ключевые параметры четырех курируемых мной нацпроектов выполнены, но есть сложности, выявившиеся, в том числе, в ходе практической работы», — подчеркнула она.
При этом Голикова отметила, что в рамках проектов не удалось добиться запланированного темпа снижения смертности, однако за 11 месяцев 2019 года, по предварительным данным, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года смертность населения сократилась на 29 тысяч человек.
Напомним, в прошлом месяце критике отечественную систему здравоохранения подверг пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Она, по его словам, неспособна к самообновлению и самостоятельному поддержанию необходимого уровня своей деятельности. Поскольку за 10 лет медицина в стране не достигла должных результатов, то, вероятно, система была не так отлажена.
В августе Владимир Путин дал правительству поручение проанализировать состояние фельдшерско-акушерских пунктов, районных поликлиник и больниц в России и подготовить предложения по их модернизации. Эта работа входит в нацпроект «Здравоохранение», рассчитанный до 2024 года, целью которого является снижение смертности и переход на качественно новый уровень оказания медпомощи населению.
Напомним также, что в ходе недавней пресс-конференции Путин выразил надежду, что россияне в ближайшее время почувствуют изменения к лучшему в первичном звене здравоохранения. Он рассказал, что в области первичного звена здравоохранения планируется выделить дополнительно к текущим расходам на медицину и дополнительно к тому, что предусмотрено в национальном проекте «Здравоохранение» 550 миллиардов рублей. По его словам, деньги в основном пойдут на приведение в порядок основных фондов, приобретение техники и транспорта.
Президент также напомнил о бесплатности российской медицины. По его словам, есть сегменты, где эту работу закрывает частная медицина, но в целом, люди должны получать медпомощь бесплатно.
При этом, получается, что бесплатная медицина у нас в ужасном состоянии — как раз благодаря реформам таких, как Голикова и Скворцова. О об этом вслух никто не скажет? Можно только критиковать, не называя виновного?
— Конечно, оптимизация проведена ужасно, — соглашается главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Вообще на новорусском языке слово «оптимизация» значит сокращение. Как «приватизация» раньше называлась грабежом. И вот интересно, с какой стати после сокращения системы здравоохранения она должна лучше работать? Сами-то подумали, что говорят? Сокращение проводится не чтоб лучше работало, а чтобы денег сэкономить.
Почему об этом говорит Голикова? Наверно, совесть позволяет — ведь это она была министром здравоохранения, а Скворцова ее заместителем. И нынешние преобразования они, несомненно готовили вместе. Во всяком случае, сказать, что ничего не знала и не понимала, она не может.
«СП»: — При этом Голикова считает, что тут трудно найти виноватого («Я думаю, что здесь виноваты все: и центр, и регионы»). Выходит, они со Скворцовой и виноваты?
— Но теперь виновата, выходит, Скворцова, а Голикова просто смотрела свысока на это, и ее это устраивало. Ну а издержки процесса — на Скворцову… Или еще лучше не регионы. Они не смогли организовать систему так, чтобы региональные минздравы подчинялись центру, а виноваты теперь региональные чиновники — вон ростовская министерша уже сидит за тендер по грязному белью…
«СП»: — Кстати, почему Скворцова пытается валить все на регионы? И какова их реальная степень вины?
— Вины в чем? Пришла директива сокращать систему здравоохранения — они и сократили, что можно и что нельзя.
«СП»: — А как можно оценить оправдания Скворцовой? Да, есть проблемы, зато они обеспечили за последний период времени рост продолжительности жизни на 5,6 года…
— Вы верите, что в России люди стали жить на 5,6 лет больше? Может, у них есть какая-то «другая Россия», где живут счастливые, довольные всем люди. А мне приходится жить в той России, которая и до пенсии-то не доживает. Кстати, вранье про рост продолжительности жизни имело одну цель — обосновать как-то пенсионный грабеж.
Рекомендую сходить на ближайшее кладбище, таблички почитать. Становится ясно, в каком возрасте чаще всего помирают россияне. Как известно, есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика. Они ведь теперь считают не среднюю продолжительность жизни, а ожидаемую. А потом ожидания не оправдываются… Бывает.
«СП»: — Ранее медицину подвергал критике Дмитрий Песков («она неспособна к самообновлению и самостоятельному поддержанию необходимого уровня своей деятельности»). Согласны вы с ним?
— Медицина не способна к самостоятельному развитию, нужны средства государства, и немалые — сейчас ассигнования на здравоохранение по сравнению с другими развитыми странами в РФ минимальные. Песков может не знать, Скворцова и Голикова знать обязаны.
«СП»: — В ходе недавней пресс-конференции Владимир Путин выразил надежду, что россияне в ближайшее время почувствуют изменения к лучшему в первичном звене здравоохранения. Серьезно?
— Это как с ожидаемым ростом продолжительности жизни. Выразил надежду. А надежды ведь не все оправдываются.
«СП»: — Какую бы вы оценку дали нацпроекту «здравоохранение»? Провален? Почему? Имел ли он изначально шансы на реализацию?
— Судя по всему, провален. Шансов не имел, потому что те, кто отвечает за нацпроекты, не имеют никакой личной заинтересованности в его реализации — и они, и их дети лечатся за границей. Российская медицина теперь только для «быдла», то есть, простите, для многонационального российского народа, основы власти по конституции.
— Подобные откровения со стороны высоких государственных чиновников, думаю, вскоре могут стать трендом, — уверен директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.
— И дело здесь не в самой оптимизации медицины, а в нежелании иметь круговую поруку за ее очевидно негативный результат. Удивительно, но оценки данные результатам реформы медицины Голиковой точны, но не раскрывают и десятой доли её последствий. Даже на примере столицы, мы видим, что в результате этой реформы практически из всех поликлиник исчезла стоматологическая помощь, вместо медсестры у каждого участкового врача, сестринский пункт на этаже. Несмотря на введенные электронные очереди, возможность обследования у врача-специалиста снизилась минимум троекратно, т .к в объединенные поликлиники стало входить несколько филиалов, которые могут быть разбросаны на приличном расстоянии друг от друга, и врач — специалист, может быть только в одном из них, а не во всех. В регионах ситуация ещё хуже, совсем недавно вся страна была свидетелем настоящий драмы, когда в Новочеркасске исчезла единственная инфекционная больница, в результате увольнения из учреждения «всех трех» Врачей -специалистов, работавших на пенсии, и имевших оплату труда не превышающую пятнадцать тысяч рублей.
«СП»: — Скворцова оправдывается: да, есть проблемы, зато они обеспечили за последний период времени рост продолжительности жизни на 5,6 года. Насколько это убедительно? И как им удалось этого добиться?
— Увеличение продолжительности жизни наших граждан стало чуть ли не основным аргументом при принятии закона о повышении пенсионного возраста как раз на пять лет для мужчин и женщин. К сожалению, подобный рост жизни в России имеется только на бумаге. Ведь по факту в 2014 г. все наши сограждане стали беднее в два раза, и дело ни в пресловутых санкциях, а покупательной способности людей. Показатель бедности очевиден, и с учетом, того, что за «их кризис» и «их санкции» в нашем государстве принято, чтобы платили самые бедные, но никак не олигархи, пенсионная реформа и эта «пятилетка продолжительности жизни», весьма логичны. Власть предпочитает залезть в карман к нищему, чтобы богатые были ещё богаче. Оптимизация медицины, вполне ложится в угоду таким же античеловечным реформам в нашей стране.
«СП»: — Кроме того, Скворцова пытается перекладывать вину на регионы. Почему? В каком плане тут может быть вина регионов?
— Такого свойство чиновников, искать «казус исполнителя», мол «мы всё придумали правильно, но вот на местах»… Безусловно, виноваты и регионы, например Москва, с её колоссальным бюджетом, которая практически уничтожила, такое понятие как «бесплатная стоматология». Ведь до этой оптимизации практически все поликлиники Москвы были переоборудованы новой стоматологической техникой, куда она испарилась с результатом оптимизации, совершенно не ясно. Вина регионов в том, что во многих местах есть большие расстояния между населенными пунктами, и результатом жизненно необходимо больше больниц. Причина банальна, человеку, которому необходима срочная помощь, просто не успеют её оказать, а фельдшерский пункт, никогда не заменит больницу. Оптимизация медицины одним из основных пунктов ставит создание медицинских комплексов, но при больших расстояниях, это просто не работает. У регионального бюджета может просто не хватать средств на необходимость поддержки существующих больниц, которые требуют оптимизировать
«СП»: — Ранее на совете при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам Голикова заявила о выполнении ключевых параметров нацпроектов «Наука», «Образование», «Здравоохранение» и «Демография» — «Все ключевые параметры четырех курируемых мной нацпроектов выполнены». Серьезно? Это кто-то заметил? По-вашему, выполнены они или провалены?
— Они декларируемы. По каждому из нацпроектов, безусловно, любое государственное ведомство представит красивый отчет, однако показатели не в пользу реального исполнения. Возьмем, к примеру, нацпроект «образование, одним из ключевых результатов, стала оптимизация государственных ВУЗов, из стало кратно меньше. Механизм прост: в начале к более удобному для чиновников вузу, прикрепляют другой самостоятельный, вместо ректора вуза, руководитель последнего становится директором филиала, затем «самостоятельно», а по факту ликвидируют факультеты вошедшего в состав вуза, которые повторяют уже имеющиеся у головного. По факту для наших сограждан просто сократилось количество бюджетных мест и возможности на бесплатной основе получения высшего образования. Примеров тут масса только в Москве перестали существовать такие вузы как МГГУ им. Шолохова, МГАУ им. Горячкина, Тонких химических технологий имени Ломоносова и это не полный список.
«СП»: — Путин на пресс-конференции рассказывал про бесплатное лечение, что платное у нас для желающих. А все врачи оказались в платной медицине, бесплатную выкосили полностью эти реформаторы. Вопрос: почему не увольняют этих двух?
— Пресс-конференция главы государства как всегда была полна афоризмами и сенсационными откровениями по внутренней социальной политике. Среди них, как правильно было замечено, на вопрос журналиста про медицину, было озвучено, что каждый человек в нашей стране имеет возможность получения медпомощи бесплатно и только тот, который хочет за деньги, её получает за деньги. Каждый, кто хоть раз сталкивался с необходимостью получения медпомощи, знает, что оперативная возможность её получения сократилась даже в столицах. Попасть на прием к специалисту, например, отоларингологу, стало в три раза сложнее, особенно пожилым людям, т. к филиалы медполиклиник в Москве не все имеют специалиста, и ехать нужно в соседний филиал, расположенный не всегда в соседнем районе. Как пример эффективности медицины и её оптимизации, мы с вами можем судить по тому, где предпочитают проходить лечение госчиновники, в том числе, и бывшие и крупные бизнесмены, и почему -то даже не в Москве, а например, в Германии. Всё это есть серьезный повод задуматься, о том, что результатом оптимизации медицины могут стать даже не военно-полевые госпитали, на которые так сейчас похожи московские больницы, а просто сеть государственных моргов…
Новости России: Грудинин: мы не можем своих накормить, но радуемся тому, что вывезли за рубеж
Источник: svpressa.ru