Нельзя недооценивать роль законодательной базы в реализации национальных проектов и экономического реформирования в России – считает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.
Законодательный вопрос важен для развития экономики РФ
Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин заявил, что российское правительство не дорабатывает в сфере законодательного обеспечения Послания российского президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ за 2019 год.
По словам Володина, план законодательного обеспечения выполнен здесь только на 81 процент, хотя есть и положительный момент – раньше этот показатель был еще меньше. Очевидно, что Володин сделал данное заявление в преддверии завтрашнего Послания президента уже за 2020 год. Напомним, что Путин 15 января выступит перед Федеральным собранием РФ и затронет стратегические вопросы развития РФ.
«В наших условиях закон является базой, поэтому без принятия соответствующего законодательного обеспечения никаких экономических процессов не будет. Да, это действительно можно трактовать, как идеализированную позицию, что сначала принимается отраслевой закон, а затем уже идет экономическая деятельность, но сегодня в российских условиях дело обстоит именно так», — констатирует Грибов.
Просто в условиях многочисленных административных запретов и большой бюрократической нагрузки в России необходимы такие меры, чтобы заработали решения, принятые даже на уровне президента РФ. Так что, Володин прав – без законов мы не сможем идти дальше.
«К сожалению, для российского законодательства свойственно то, что сначала принимается рамочный закон, а потом его отдельные положения регулируются подзаконными актами, что значительно усложняет процесс», — резюмирует Грибов.
Рамочный закон задает общие правила, а специфика затем определяется распоряжением ведомств или кабинета министров – естественно, этот подход выгоден российскому правительству, поскольку позволяет держать все под контролем, но создает проблемы для экономики.
Например, практика по постоянному изменению условий выполнения определенных законов не способствует реализации их изначальных целей, из-за чего наши проблемы заключаются не только в наличии законодательной базы, но и часто в качестве конечных документов.
«Все это приводит к большому числу проблем, из-за чего складывается ситуация, что общее количество законов и подзаконных актов становится огромным. По этой причине, мы регулярно видим ситуацию, когда год за годом ставятся рекорды в рамках принятия законов и подзаконных актов, и вот с этим действительно нужно что-то делать», — заключает Грибов.
Перезагруженность России законами давно отмечается в качестве одной из проблем, как на уровне президента РФ, так и правительства РФ, но проблема законодательства связана и с качеством конечных законопроектов. Важно не просто принять закон, а чтобы он эффективно работал, т.е. способствовал выполнению конкретных задач, поставленных президентом и правительством РФ.
Например, вчера председатель правительства РФ Дмитрий Медведев
подписал постановление в рамках «регуляторной гильотины» об отмене более тысячи нормативных актов, самые первые из которых дотируются аж концом 1917 года и столицей в Петрограде.
Последнее демонстрирует всю проблемность этого вопроса для России, ведь если бы не было советского постановления об отмене действия нормативных актов Царского и Временного правительств, то для нас сегодня было бы актуальным и Соборное уложение XVII века.
Проблема России заключается в рамочности базовых законов
«Главная проблема не в этом наслоении, поскольку старые нормативные акты все-таки не применяются, а в рамочном подходе к законодательству, который превалирует в России. Мы сначала принимаем концепцию, а затем дополняем ее подзаконными актами, а это в нашей нынешней экономической действительности имеет большие практические последствия», — констатирует Грибов.
Также тема качества законодательного обслуживания инициатив президента поднимает вопрос, а когда нам ждать практический эффект от социально-экономической программы российского лидера на 2018-24 годы в лице нацпроектов и других инициатив Кремля.
«Национальные проекты и другие программные задачи на сегодняшний день реализуются с отставанием, причем оно обусловлено вопросом, который мы обсуждаем. Просто инструменты реализации этих задач еще не обоснованы и не переведены в законодательную плоскость, что создает ситуацию, когда средства выделяются, но нет возможности их как-то потратить», — резюмирует Грибов.
Грибов считает, что это создает риск того, что средства могут быть потрачены на цели, которые не дают экономического эффекта.
«Сама идея национальных проектов, которая была принята, безусловно, является правильной, но часто не всегда понятно, как эти задачи реализовывать институтам, которые напрямую занимаются данной проблемой», — заключает Грибов.
Еще создается впечатление, что проблемы с реализацией нацпроектов изначально были понятны, поэтому базовая программа задает магистральные цели, из-за чего задача не в их достижении любой ценой, а в развитии социально-экономической сферы.
«Программа нацпроектов во многом является ответом на те экономические и социальные трудности, которые мы наблюдали после событий 2014 года, но вот вопрос их практического воплощения в жизнь является здесь отдельной темой», — констатирует Грибов.
Источник: rueconomics.ru